• Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
  • Всё для праздника в Якутске
Главная Интересные факты Традиции праздника
Традиции праздника

 

Для более приятного просмотра

страницы включите музыку

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году,

в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все

обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный,

и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником

сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды

и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры.

Через них бросали венки, прыгали.


В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если

ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям,

в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. 
Есть несколько народных примет на этот день. "На Иванов день солнце на восходе играет". "Сильная роса на

Ивана -- к урожаю огурцов". "На Ивана ночь звездная -- много будет грибов". "Если дождь заплачет, то

через пять дней солнышко будет смеяться". А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые

невероятные чудеса.


Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних

праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор

сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении

от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии,

посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей,

говорится о том, что “на большей части территории русских элементы купальской обрядности были

частично утрачены Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение”.


Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей мы узнали, что в этот день не

работали - только по крайней необходимости [… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …]. 
Все информанты знают этот праздник. Чаще всего говорят о двух днях этого обряда. Первый день называют по-разному,

иногда даже один и тот же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Прошлогодний материал дополняет этот

список: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В

работе Т.Н.Ивановой / территория не указывается/ зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский

день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник.
Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются

как лечебные […Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …] ( д.Красяково).


Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах упоминали почти в каждой деревне, в которых

мы были [Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится

цвяток, значит жылание сбудится], [Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь

живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь]. Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко

на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах: “Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали

двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на

каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?”

А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.
В д. Забелье-3 мы услышали, что в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства

и в литературе о купальской обрядности на Псковщине. 
Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются:

например, в деревне Забелье-3 исполняют песню:
[Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом],
а в деревне Кросяково поют другую песню:
[Сегодня Купальня, а завтра Иван– Будет лихо, девки, вам].
Называют эти песни иванские.


В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала Евгения

Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: […Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и калакольчик,

и звяробой, тыщалистник, да разныя трава]. Из литературы известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав

. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях

“молчаливая вода”. 
Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на

возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни,

надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около

костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым

развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и

в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали

вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или

подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.


В деревнях Себежского района мы тоже услышали, что в эту ночь могли закрыть трубу

[Залисть на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был] (д.Красяково).
А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции.

Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и

окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной

площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в

полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными

местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости:

там тоже горят купальские костры

 

Счетчик

Яндекс.Метрика